Разногласия между Грецией и кредиторами по вопросу о предоставлении кредита

Разногласия между Грецией и кредиторами по вопросу о предоставлении кредита

Согласно документу о ходе переговоров между Грецией и Еврокомиссией, опубликованному на сайте Еврокомиссии 26 июня, ЕС настаивает на принятии Грецией восьми первоочередных мер для размораживания кредитной линии. Из них только по двум существует консенсус между Грецией и кредиторами (по вопросу о дефиците бюджета и увеличению налогов).

* Бездефицитный бюджет. В бюджете Греции на 2015 г. заложен дефицит в 2,1% от ВВП. К 2018 г. этот показатель должен смениться профицитом в 3,5%.
* Реформа системы налога на добавленную стоимость (НДС). ЕС требует отмены льгот по НДС для островов в Эгейском море, Греция выступает против, т. к. это может нанести ущерб туристической отрасли страны.
* Реформа структуры налогообложения и сокращение расходов бюджета. Евросоюз требует увеличить налоги и уменьшить расходы на армию.
* Пенсионная реформа. ЕС требует ужесточить порядок раннего выхода на пенсию, заморозить пенсионные выплаты и увеличить отчисления на медицинское обслуживание.
* Борьба с коррупцией, уменьшение премий и дополнительных выплат госслужащим.
* Создание нового независимого учреждения для сбора налогов, которое будет эффективнее бороться с недоимками, объем которых в настоящее время оценивается в 15% ВВП страны.
* Приведение национального законодательства о банкротстве в соответствие с законодательством ЕС.
* Начать консультации по уменьшению минимальной заработной платы.

Первое требование — бездефицитный бюджет. Греция должна принять на себя обязательства по параметрам экономического роста: профицит бюджета должен составить 1% ВВП в 2015 г., 2% — в 2016 г., 3% — в 2017 г. и 3,5% в 2018 г. Власти Греции не выступали против подобных требований. В 2013 г. дефицит бюджета Греции составлял 12,3% ВВП, в 2014 г. — 3,5%, в действующем бюджете заложен дефицит в 2,1%.

Второе требование — реформа системы налога на добавленную стоимость. В настоящее время в Греции действует базовый налог на добавленную стоимость в 23%, но при этом существует большое число исключений. Кредиторы согласны оставить действующую базовую ставку, но предлагают ограничить применения уменьшенного НДС в 13% только для гостиничного бизнеса, водного и энергетического сектора и сельскохозяйственной продукции, 6% — для книг, лекарств и театров. При этом ЕС требует убрать льготы на НДС для ресторанов и других предприятий сферы обслуживания. Также европейские кредиторы настаивают на том, чтобы стандартные ставки НДС действовали на островах в Эгейском море: бизнес на них в настоящее время пользуется льготами для поддержки туристического сектора. Вопрос об НДС для этих островов стал одним из основных противоречий между кредиторами и Грецией. В частности, это предложение категорически не поддерживает партия «Независимые греки» /АНЭЛ/, входящая в коалицию с правящей партией «Коалиция радикальных левых сил » (СИРИЗА).

Третье требование заключается в структурной реформе системы налогообложения и сокращении расходов бюджета. От Греции хотят принятия законов, закрывающих лазейки для уклонения от налогообложения (в частности, уточнение определения «фермера», т. к. получая этот статус, от налогов укрывались многие греческие бизнесмены, не занимающиеся сельских хозяйством). От Греции требуют ужесточить уголовный кодекс в области уклонения от налогов, в частности, разработать особый налог для самозанятых. Также ЕС предлагает повысить корпоративные налоги с 26 до 28%, ввести ныне отсутствующий налог на телевизионную рекламу, увеличить «налог на роскошь» с 10 до 13% и распространить его на яхты длиной более 10 м, увеличить налоги на игровой бизнес с 20 до 30% Также от Греции требуют ввести процесс государственных аукционов на право получения телекоммуникационных лицензий в 4G и 5G. Правящая греческая коалиция в целом согласна с предложениями ЕС и предлагает повысить корпоративные налоги не до 28, а до 29%, а также ввести дополнительный 12-процентный налог на доходы корпораций размером более 1 млн евро, повысить и расширить применение налога на роскошь, но при этом просит не вводить мер экономии в пенсионной системе.

В рамках третьего требования ЕС также хочет от Греции сокращения военных расходов в бюджете на 2016 г. на 400 млн евро (около 10%, по данным Стокгольмского института исследования проблем мира, в 2014 г. военный бюджет страны составлял 4 млрд евро). Согласно данным газеты The Financial Times, Греция настаивает на сокращении оборонного бюджета только на 200 млн евро.

Четвертое требование ЕС заключается в проведении пенсионной реформы. Евросоюз настаивает на обязательном повышении пенсионного возраста до 67 лет /или 62 лет при непрерывных отчислениях в пенсионный фонд в течение 40 лет/ для большинства категорий граждан, с увеличенными штрафными санкциями за ранний выход на пенсию в размере 26% от размера выплат вместо существующих 10%. В ходе реформ 2012 г. Греция уже формально повысила пенсионный возраст до 67 лет, однако правила позволяют выходить на пенсию с 55 лет, например, парикмахерам, музыкантам, играющим на духовых инструментах, теле- и радиоведущим и т.д. Также кредиторы требуют повысить надежность пенсионного фонда и объем пенсионных накоплений (1% от ВВП в 2016 г.). Предлагается заморозить размер пенсионных выплат до 2021 г., ужесточить правила выдачи пенсий социально незащищенным группам граждан и увеличить с 4 до 6% часть, которая будет вычитаться из пенсии на покрытие медицинского обслуживания — все это приведет к сокращению пенсионных выплат. Как заявлял премьер-министр Греции Алексис Ципрас, пенсионная система страны «и так достаточно сбалансирована», а пенсионный возраст на два года выше, чем в Германии. Греция настаивает на сохранении действующей программы помощи беднейшим пенсионерам до 2018 г. и отказе от немедленного сокращения пенсий. По мнению греческой стороны, ужесточение правил по раннему выходу на пенсию принесет бюджету страны не более 71 млн евро.

Пятое требование — борьба с коррупцией, сокращение расходов на государственную администрацию и зарплаты. В рамках этих требований предлагается расширить полномочия контролирующих органов, опубликовать до 31 июля 2015 г. новый план по борьбе с коррупцией. ЕС требует ввести новую зарплатную сетку для госслужащих, а также уменьшить дополнительные выплаты (отпускные, командировочные, премии) для того, чтобы они «соответствовали лучшим стандартам ЕС» (точный целевой объем экономии на этом не уточняется). Согласно требованию Евросоюза, государственные органы должны провести ревизию качества деятельности всех госслужащих. Греческая сторона не соглашается на эти требования ЕС.

Шестое требование — создание нового независимого учреждения для сбора налогов (в настоящее время этим занимается специальное агентство при министерстве финансов). По оценкам экспертов, греки ежегодно недоплачивают в бюджет налогов на сумму порядка 30 млрд евро (порядка 16% ВВП). Евросоюз хочет, чтобы новое агентство получило все полномочия по сбору налогов, при этом ЕС рассчитывает, что Греция уберет действующую в настоящее время норму, согласно которой коллекторы не могут забирать на выплату долгов более 25% заработной платы или пенсии должника или даже имеют право их «помиловать» по собственному усмотрению, не требуя в срок выплатить необходимую сумму. Кроме того, ЕС предлагает форсировать принятие плана по расширению использования электронных платежей внутри страны. Греция во встречных предложениях к ЕС данные меры не поддерживает.

Седьмое требование Евросоюза к Греции — привести национальное законодательство о банкротстве в соответствие с законодательством ЕС, а также вывести банки из-под контроля государства. Греция во встречных предложениях к ЕС данные меры не поддерживает.

Восьмое требование Евросоюза — запустить консультационный процесс по уменьшению размера минимальной заработной платы (в настоящее время — 683 евро в месяц). Греция также не поддерживают данную инициативу.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>