Строительство «Шелкового пути» взаимовыгодно Москве и Пекину

Строительство «Шелкового пути» взаимовыгодно Москве и Пекину

Международный дискуссионный клуб «Валдай» 3 июня представил в Москве свой аналитический доклад «К великому океану-3. Создание Центральной Евразии», посвященный перспективам евразийской экономической интеграции, через реализацию проекта Китая «Экономический пояс «Шелкового пути». По словам авторов проекта, основная задача доклада — попытка разрушить распространенное заблуждение о том, что Россия и Китай — конкуренты.

— Россия и Китай не могут быть объективно конкурентами. Для этого не существует никаких адекватных поводов. Проекты, которые Россия и Китай развивают на евразийском пространстве, — это для РФ и Казахстана ЕАЭС, а для Китая «Шелковый путь» — взаимодополняющие. Они предлагают странам региона принципиально разные вещи, — рассказал директор Центра комплексных и международных исследований НИУ ВШЭ, руководитель проекта Тимофей Бородачев. — ЕАЭС предлагает общее правовое регулирование, облегчающее экономическую деятельность и унифицирующее ее на пространстве от западной границы Китая до восточной границы ЕС. Китайский проект предполагает масштабные инвестиции в транспортно-логистическую отрасль, в производство. 8 мая во время визита главы КНР Си Цзиньпина в Москву на празднование 70-летия Победы между Москвой и Пекином было подписано заявление о сотрудничестве при строительстве ЕАЭС и экономического пояса «Шелкового пути».

— Те решения, которые были приняты 8 мая, являются первыми конкретными российско-китайскими инициативами, учитывающими всецело интересы таких государств региона, как, например, Казахстан, — считает Бородачев. — Мы рассматриваем этот проект как программу совместного развития множества евразийских государств. Основной задачей доклада также было показать все потенциальные колоссальные выгоды движения по этому пути. Что касается практической стороны вопроса, то, по словам соавтора доклада Константина Кузовкова, «Шелковый путь» станет экономически привлекательным для всех регионов государств, через которые он проходит.

— Долгое время вокруг «Шелкового пути» существовал миф о том, что это в узком смысле лишь транспортная история. Однако это не так. Есть несколько уровней развития экономики, их можно представить в виде пирамиды — в основании лежат основные транспортные пути. Вокруг должны развиваться сопутствующие отрасли — терминалы для погрузки-разгрузки грузов, то есть обслуживающие предприятия. Третьим уровнем станут промышленные предприятия. И наконец, четвертым уровнем станет сфера услуг, — рассказал Кузовков.

Еще одной причиной целесообразности развития региона является то, что Центральная Евразия представляет собой огромный рынок сбыта с населением около 100 млн человек. По словам Кузовкова, реализация проектов как в рамках экономического пояса «Шелкового пути», так и в рамках ЕАЭС действительно создает на пространстве Центральной Евразии центр силы не только политический, но и экономический.

— Во-вторых, этот регион обладает ресурсным потенциалом. И в-третьих, это регион с интеллектуальным потенциалом. На юге Сибири находится несколько крупных университетов, в Казахстане развиваются наукоемкие отрасли и инновационные бизнес-направления, — отметил соавтор доклада. «Шелковый путь», по мнению бизнесмена, решает наиболее сложную проблему, именуемую континентальным проклятием. Регион в отдалении от морского побережья, то есть от основных рынков сбыта. А транспортная доступность позволит Центральной Евразии активно присутствовать на мировом рынке. Для КНР строительство «Шелкового пути», по словам старшего партнера агентства «Инфраньюс», соавтора доклада Алексея Безбородова, принесет определенную независимость от морских путей, гарантию независимости от судоходных компаний, которые почти на 90% принадлежат европейским владельцам.

— «Шелковый путь» не дешев. Если брать всё, что находится западнее Китая, — еще не насыщено инфраструктурой. Но если рассмотреть Казахстан — то он готов, есть автострады, система железных дорог, построено достаточно логистических центров. Вопрос за Россией и остальными странами Центральной Азии, — сказал Безбородов. — Но результаты строительства можно предсказать уже сейчас, и они выгодны всем сторонам.

Поток грузов через западные границы Китая, через Казахстан и РФ на Европу составляет порядка 150 тыс. у.е. контейнеров. Экспорт в РФ, Казахстан, Центральную Азию составляет порядка 300 тыс. у.е. из Китая. И товарооборот имеет тенденцию расти. А через 5–6 лет можно говорить о том, что поток экспортоориентированных грузов из КНР на страны Центральной Азии и на Европу достигнет уже 1 млн у.е., отмечает эксперт. Привлекательность данного проекта не омрачают и санкции Запада против России из-за ситуации на Украине. Так высказался директор Института мировой экономики и политики при Фонде первого президента Казахстана Султан Акимбеков.

— Это долгосрочная стратегия, инвестиция в будущее. А кризис рано или поздно закончится. Этот кризис как раз и надо использовать, чтобы сделать следующий шаг, — сказал Акимбеков. Си Цзиньпин выдвинул идею создания экономического пояса «Шелкового пути» еще в сентябре 2013 года. Речь идет о создании транспортного, энергетического, торгового коридора между странами Средней и Центральной Азии и Европой. Китай уже инвестировал в проект $40 млрд. По словам Владимира Путина, «Шелковый путь» и Евразийский экономический союз будут гармонично дополнять друг друга.

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>