Казавшиеся бесконечными переговоры между новым правительством Греции и ее международными кредиторами (МВФ, ЕС, ЕК) о предоставлении очередного займа вступили в опасную фазу. В такой момент ошибка одной из сторон грозит спровоцировать полномасштабный кризис в Европе. Причем, как отмечает в своей статье на Project Syndicate директор Центра европейских политических исследований Даниэл Грос, МВФ уже готов признать свое поражение, так как бюджет Греции без учета выплаты процентов вновь стал дефицитным, хотя планировалось, что к текущему году будет зафиксирован профицит. В то же время власти Греции убеждены, что нынешняя программа погашения долга не работает и не заработает без внесения в первоначальный план существенных корректировок.
Одно из ключевых оснований, которое использует новое правительство Греции для требования пересмотра условий представления финансовой помощи, это то, что страна стала жертвой режима «жесткой экономии». В то же время правительство пренебрегает тем фактом, что аналогичные меры сработали в ряде других стран: Португалии, Ирландии, Испании и даже на Кипре.
«Основным отличием Греции от этих стран является экспорт. Во всех других пострадавших от кризиса странах (и, действительно, в большинстве из десятков стран, получивших кредиты МВФ в последние десятилетия) рост экспорта компенсировался, по крайней мере частично. Удар приходился на себя, особенно когда правительства сокращали расходы и поднимали налоги. Конечно, в большой экономике, где внешнее финансирование не является проблемой, как в Соединенных Штатах или еврозоне, попытки снизить бюджетный дефицит вполне могут привести к такому большому спаду спроса, жесткие меры становятся бессмысленными. Но этот аргумент не относится к Греции.
На самом деле, Греция работала с очень большим дефицитом текущего счета — более 10% от ВВП, когда внешнее финансирование вдруг иссякло в 2008-2009 годах. Если бы греческое правительство не сделало такую корректировку, внутренний спрос и занятость, конечно, остались выше, но также бы остались импорт и крупные внешние дефициты. Так как в то время жесткие меры и вправду вызвали глубокий спад, это позволило Греции избежать больших внешних дефицитов, тем самым уменьшая размер финансовой помощи, необходимой стране.
Показатели экспорта, таким образом, являются ключом к побегу от ловушки жесткой экономии. Проблема Греции в том, что тот малый рост экспорта, который она пережила в последнее время, в значительной степени является иллюзорным, так как он произошел в основном от продажи нефтепродуктов. Так как Греция не производит нефти, это может означать только то, что греческие нефтепереработчики, которые в настоящее время имеют значительный избыток производственных мощностей, просто экспортируют сырую нефть, импортируемую в несколько иной форме. С маржой нефтеперерабатывающих заводов, обычно менее 5%, экономика выигрывает небольшую добавленную стоимость от экспорта этих товаров. Другие виды экспорта, которые увеличились, такие как металлы, столкнулись с аналогичной проблемой.
Кроме того, крупнейшие экспортные услуги Греции, морское судоходство имеют мало реальных связей с остальной экономикой, учитывая, что компании в данном секторе не платят налоги и нанимают несколько греков (экипажи набираются из стран с низким уровнем заработной платы). Еще большим подрывом вклада в экономический сектор является факт, что мировые цены на сырье, от которых зависят тарифы морской доставки, в последнее время снизились. Между тем, промышленные товары, которые формируют внутреннюю стоимость и занятость населения, составляют лишь небольшую долю от общего объема экспорта Греции.
На самом деле, общий оборот внешней торговли Греции, если его правильно измерить, составляет всего 12% от ВВП, что намного меньше, чем то, чего можно было бы ожидать от такой маленькой экономики. Более раздражающим является тот факт, что общий торговый дефицит Греции (включая как товары, так и услуги) в 2008 году был даже выше, составив 13% от ВВП, что означает, что для того, чтобы избежать дальнейшего снижения импорта и, следовательно, спроса на внутреннем рынке, экспорт пришлось бы увеличить более чем в два раза. В Португалии, напротив, дефицит торгового баланса составил только около одной трети экспорта в 2008 году. Это означает, что экспорт пришлось увеличить на треть, чтобы закрыть внешний дефицит без сокращения импорта. С тех пор Португалия увеличила экспорт в совокупности более чем на одну четверть, так что, несмотря на незначительное увеличение импорта с 2007 года, она работает с положительным сальдо торгового баланса.
Чтобы быть уверенным, торговый дефицит Греции снизился, но только потому, что импорт рухнул. Между тем, экспорт стагнировал, даже заработная плата сократилась более чем на 20%. Это не жесткая экономия, это реальная проблема Греции. Если бы Греция пережила такой же рост экспорта, как Португалия (страна подобного размера и дохода на душу населения), она не испытала бы такую глубокую рецессию и налоговые доходы были бы выше, что значительно облегчило бы правительству задачу достичь первичного профицита бюджета.
Это говорит о том, что сочетание фискальной консолидации, снижения заработной платы и экспортно ориентированных реформ могло бы позволить Греции двигаться в направлении устойчивого восстановления. Этот подход уже был опробован и провалился только один раз, когда в 2002 году Аргентина должна была объявить дефолт по внешнему долгу и сломать десятилетнюю привязку соотношения 1:1 к доллару США.
К сожалению, Греция напоминает Аргентину в двух ключевых аспектах. Обе страны имеют лишь небольшой экспортный сектор, что делает внешнюю корректировку гораздо сложнее, и обе имеют структуру экспорта, которая сдвинута в сторону сырьевых товаров, поставки которых вряд ли сильно изменятся. Даже проводимые структурные реформы или заработные платы снижаются. Конечно, это не означает, что Греция обречена идти по стопам Аргентины и прийти к дефолту. Но это выдвигает на первый план сложную задачу, с которой сегодня сталкивается страна, а именно, восстановить свой экспортный сектор с нуля. Для правительства Греции настало время, чтобы признать этот императив и расширить сферу переговоров со своими кредиторами, чтобы включить не только бюджет, но и стратегии для стимулирования экспорта. Но в первую очередь Греция должна, наконец, признать, что жестокая экономия не враг».
Комментарии