Развитие уже имеющихся торговых путей, усиление зоны влияния нашей страны на севере, а также миллиарды долларов прибыли от Северного морского пути (СМП) – вот далеко не полный перечень причин, почему для Российской Федерации важен контроль над Арктикой. Борьба за этот регион в условиях острого геополитического противостояния нашей страны и «недружественных государств» уже давно вышла за рамки только дипломатических заявлений.
Свои экономические, военные, политические интересы на Севере есть у США, Канады, Китая и четырех скандинавских государств. В годы холодной войны Арктика была передовым рубежом борьбы между НАТО и Советским Союзом. Россия продолжала отстаивать свои интересы в этом регионе и после развала СССР. Однако с годами делать это всё сложнее из-за нежелания части партнеров даже обсуждать какие-то варианты конструктивного взаимодействия. Так, одной из площадок для переговоров был Арктический совет, который в прошлом году отметил свое 25-летие, но в 2022 году нашу страну исключили из этого объединения.
Дания, Исландия, Канада, Норвегия, США, Финляндия и Швеция 3 марта выпустили письменное заявление, в котором отказались принимать участие в заседаниях, проходящих под председательством России и на ее территории, из-за ситуации вокруг Украины, при этом сам совет не распустился: 8 июня представители этих государств собрались самостоятельно уже без нашей страны.
В результате всех этих коллизий площадка Петербургского форума, который традиционно уделяет огромное внимание проблемам Арктики, стала в этом году важнейшей трибуной для обнародования Россией своей позиции по многочисленным проблемам Северного региона. Утром 15 июня эксперты на специальной сессии обсудили возможности развития креативной экономики на севере.
Заместитель министра по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) Михаил Погодаев отметил, что более 70% всех IT-услуг Дальнего Востока формируется в Якутии. Администрация региона прикладывает большие усилия для реализации инновационных проектов на русском севере. Но креативное развитие на этих территориях выражается в самых разных направлениях. К примеру, феноменом в современном искусстве стало якутское кино, получающее все большее признание как внутри России, так и в мире. Напомним, что, к примеру, фильм «Пугало» о якутской знахарке стал победителем кинофестиваля «Кинотавр» в 2020 году, а триллер «Мой убийца» режиссера Костаса Марсана в 2016 году азиатским кинофестивалем был выдвинут как номинант на «Золотой глобус».
Отметив, что креативная сфера прямо на глазах становится новым вектором развития севера, далее участники ПМЭФ сосредоточились на проблемах, возникших в традиционных индустриях, связанных с Арктикой. Посол по особым поручениям МИД России Николай Корчунов заявил, что проект Северного морского пути будет реализован в соответствии с заложенными задачами вне зависимости от ситуации на Украине. Негативный эффект от санкций может ощущаться только в кратковременной перспективе. «Поскольку проект долговременный, стратегически какого-либо влияния, ситуация на Украине оказать не может, — сказал он. — Он будет, несомненно, реализован в соответствии с теми целями и задачами, которые были заложены при утверждении данного проекта».
Эксперт также отметил, что страны БРИКС и G20 заинтересованы сотрудничать с Россией в Арктике с учетом имеющихся в регионе логистических возможностей. «Мы постоянно консультируемся с внерегиональными государствами по арктической тематике, — заявил посол. — Практически все страны-члены БРИКС, а также многие страны «Двадцатки» проявляют интерес к сотрудничеству с Россией по самым различным направлениям». Корчунов подчеркнул, что Арктика сегодня становится фактором глобальной политики и открывающихся транспортных возможностей».
Но чтобы Северный морской путь заработал на полную мощность, надо решить одну из самых насущных проблем — недостаток судоремонтных мощностей для торговых судов. До недавнего времени порядка 50% арктических судов коммерческого флота ремонтировались за рубежом — на верфях в Турции, Польше, Эстонии, Германии, Латвии, Норвегии. Об этом сообщил в ходе Международного семинара по судостроению и судоремонту в Арктике губернатор Архангельской области Александр Цыбульский. После начала спецоперации России на Украине, верфи, расположенные в Европе (в Латвии, Германии, Польше и других странах) отказались принимать наши суда. А судоремонтные компании из Турции и Индонезии резко подняли цену на свои услуги. Цыбульский считает, что сегодня российской инфраструктуры портов и мощностей доков не хватает, чтобы обслуживать быструю «оборачиваемость» судов.
Для изменения ситуации к лучшему уже предусмотрены государственные льготы. Поскольку в северных регионах России столкнулись с дефицитом судоремонтных мощностей для перевозки грузов по Севморпути, министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики считает оправданным предоставление преференций для отрасли судоремонта: в частности, речь идет о снижении страховых взносов почти в четыре раза в Арктической зоне РФ (АЗРФ).
«Основная преференция — льгота на страховые взносы, вместо привычных 30%, в АЗРФ будет 7,6%, — акцентировал внимание первый заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов. — Есть и преференция по налогу на прибыль, свободные таможенные зоны». Он добавил, что в ближайшие три года необходимо будет обеспечить перевозку 150 млн тонн грузов по СМП.
Сейчас грузоотправителями декларируется транспортировка 90 млн тонн грузов к 2024 году. Наращивание мощностей потребует больших инвестиций. «До 2030 года мы должны построить не менее 55 судов, чтобы обеспечить вывоз этого груза, — отметил он. — Я не говорю о ледокольном флоте, в первую очередь об атомном, флоте снабжения». Гусейнов подчеркнул, что такие задачи формируют весомый заказ на ближайшие 10-15 лет по судостроению, но затем это косвенно будет также «обращено и к судоремонту».
Генеральный директор «Объединённой судостроительной корпорации» (ОСК) Алексей Рахманов заявил, что России нужно сформировать собственную сервисную cеть для ремонта судов, а также перевести заказчиков на отечественные комплектующие. Сам процесс судоремонта нужно сделать экономически эффективным, создав в стране аналоги зарубежных сервисных центров, которые будут иметь возможность поддерживать российский торговый флот в любой точке мира. «Мы сначала должны сформировать эту сервисную сеть, вместе с нашими заказчиками перейти на российскую комплектацию, и только тогда судоремонт российский расцветёт совершенно другими цветами», — подчеркнул он.
Комментарии