Как Дерипаска создавал на ГАЗе новую философию промышленного производства

Как Дерипаска создавал на ГАЗе новую философию промышленного производства

20 лет назад собственник Горьковского автозавода Олег Дерипаска внедрил аналогичную производственную философию на ГАЗе. В наше время, когда у большинства сбиты прицелы, потеряны смыслы и ориентиры, результаты этой дальновидности особенно впечатляют – не только с точки зрения бизнеса.В нашем безумном мире все давно привыкли к плохим новостям. Информационная повестка такова, что уже мало кого задевают и трогают даже цифры по количеству жертв – пандемии, войн и любых других катастроф. Все это воспринимается как привычный фон. Чтобы выживать в таких условиях, можно просто запастись цинизмом и делать вид, что ничего не происходит. Но чтобы жить, нужны смыслы. Ценности. Кто создает их? Каждый сам для себя. Но есть люди, способные смотреть за горизонт и не только видеть ориентиры, но и показывать их другим.

Чем занят собственник бизнеса в понимании обывателя? Считает прибыль. Нет прибыли – требует ее получения от подчиненных любыми средствами. Но любой, кто работал на крупном промышленном предприятии с долгой историей, знает, что это не так. Никакой прибыли не будет, да и недолог век такого бизнеса, если нет главного: особой философии, пронизывающей все этапы производственного процесса. Основы, базы, на которой все строится. И только наивные считают, что это исключительно деньги. Теория из учебника для начинающих менеджеров? Нет, практика.

Вот пример Горьковского автозавода, собственник которого – Олег Дерипаска, еще 20 лет назад начал внедрение на предприятии японской производственной системы бережливого производства. Да, поначалу непривычная уху терминология, все эти «муда» (потери) и «кайзен» (непрерывное улучшение деятельности), закрепленные в виде инфографики в заводских цехах, многих веселили. Сегодня даже прожженным скептикам не смешно – созданная на ГАЗе по японским принципам система доказала свою колоссальную эффективность.

Всех работников — инженеров и управленцев, слесарей и начальников участков объединяет одно – любовь к своему делу, вера в свой продукт, в свой завод, в свою страну, в конце концов. Производственная философия, философия качества, однажды инициированная собственником автозавода, стала сутью всех процессов. И ее результат состоит не только в эффективности производственных процессов. Может быть, прозвучит пафосно, но гораздо важнее то, что у каждого из сотрудников появился смысл. А без этого сегодня нет жизни – значит, нет и бизнеса.

Зачем нужны смыслы

Но отвлечемся от философии как таковой. В том, как строилась и работает производственная система ГАЗа, есть и сугубо прагматичный аспект, достойный курса в экономическом вузе. Мало кто знает, но у Олега Дерипаски — красный диплом физфака МГУ по направлению «теоретическая физика». А это особый склад ума: систематизировать накопленные знания, превращать их в научный метод, универсальный для любого вида деятельностиИменно так японская система качества и стала своей на ГАЗе. Действуй собственник «с кондачка», в режиме рефлексивного маркетинга, наспех, без серьезного погружения в тему, примеряя на себя подсмотренное у кого-то, ничего не было бы. «Олег поразил меня глубоким практическим знанием производственной системы Toyota, — пишет о своих впечатлениях о подходе Дерипаски бизнесмен, редактор «Независимой газеты» Константин Ремчуков. – Выяснилось, что он ежегодно проводит несколько недель, буквально ползая по цехам японских заводов и изучая каждый нюанс системы управления качеством».

Сегодня Горьковский автозавод — это предприятие, способное перфекционистски работать над улучшением качества продукции, повышением безопасности труда и постоянным обновлением модельного ряда.

В основе производственной системе ГАЗа – три кита, три главных принципа. Первый – «Прежде всего думай о заказчике». «Зарплату платит покупатель», – так начал разговор с рабочими автозавода Олег Дерипаска в 2000 году. Не изменяет этому завод и сегодня: за качество машин несет ответственность каждый сотрудник.

Второй принцип: «Все внимание — производственной площадке». Когда-то собственник завода лично, буквально с рулеткой, выискивал лишние операции в цехах, а потом инвестировал в модернизацию оборудования и расширение модельного ряда. Благодаря этому сегодня автомобили Горьковского автозавода широко известны в России и экспортируются уже в 40 стран мира. Новая задача компании — это создание автомобилей будущего: в производственной линейке уже есть городские электробусы, электромобили и др.

Наконец, еще один принцип: «Люди — наш самый ценный актив». С этого мы, собственно, и начали рассуждать о философии на производстве: чтобы завод выпускал новые машины, машины завтрашнего дня – на их производстве должен работать такой же «новый человек», высококвалифицированный, довольный жизнью и работой. Поэтому ГАЗ постоянно инвестирует в людей – и речь не только об индексации зарплат, об улучшении жилищных условий и даже о хорошем самочувствии рабочих (тому пример заводская клиника ГАЗа, которая недавно была признана одной из лучших частных клиник в России), но и о постоянном повышении уровня компетенций, создании масштабной системы подготовки кадров. О том, чтобы у каждого был смысл – работать и развиваться. Вне зависимости от контекста.

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>