Китайские автокомпании используют кризис для экспансии в России

Китайские автокомпании используют кризис для экспансии в России

Сразу несколько китайских автокомпаний, несмотря на резкий спад продаж своих автомобилей, увеличили дилерскую сеть в России. Так, компания Dongfeng удвоила количество дилеров в 2015 году, растет число официальных продавцов у Haima, Brilliance, Lifan и Haval. Кроме того, в регионах китайские компании в буквальном смысле теснят крупных мировых автопроизводителей: местные дилеры в монобрендовых автосалонах Peugeot выставляют рядом с европейскими китайские машины, что формально является нарушением корпоративных стандартов. Среди прочих китайские бренды активно занимают дилерские центры, которые торговали продукцией американской корпорации General Motors (свернула российский бизнес весной 2015 года). В российском подразделении Dongfeng, за 2015 год число дилеров марки выросло более чем вдвое: с 15 до 36 точек в разных городах России. И в данный момент в компанию поступает большое число обращений за получением дилерского контракта.

— Пришло много заявок, в том числе от тех, кто раньше работал с брендами Opel, Peugeot, Ford, — сказал представитель компании Dongfeng Марианна Кузнецова.


Неплохо дела идут и у Brilliance: в 2014 года у этого производителя было 17 официальных дилеров, а сейчас уже 27 автосалонов продают машины этой марки в России.

— На этом компания Brilliance Motor не планирует останавливаться и до конца осени проведет тендеры в Белгороде, Ижевске, Петрозаводске, Санкт-Петербурге, Тамбове и Ярославле. Всего до конца года ожидается открытие до 10 новых дилерских центров. Таким образом, к концу года сеть Brilliance в России будет включать в себя до 35 дилерских центров, — рассказал представитель Brilliance Илья Иванов.

В компании Haima сообщили, что дилерская сеть выросла в этом году с 44 центров до 52. Компания Haval (люксовое подразделение Great Wall) начала продажи в этом году в первых двух дилерских центрах в Москве. По ситуации на конец июля у Haval появились продавцы в Санкт-Петербурге, Саратове и Тюмени. В Lifan взрывным был 2014 год, тогда компания приросла сразу 27 дилерами, создав таким образом самую крупную сеть среди китайских автокомпаний в России — более 150 центров.

— В 2015 году особой динамики не было, прибавилось где-то три дилера,— рассказал «Известиям» руководитель пресс-службы Lifan Алексей Марченков.

В компаниях Chery и Geely «Известиям» заявили, что их дилерские сети за этот год принципиально не увеличиваются, в то же время и не уменьшаются — около 100 дилеров у каждой марки. В то же время некоторые европейские, японские и американские производители теряют часть дилеров, констатируют эксперты. К примеру, у Ford порядка сотни дилеров в России, у Hyundai — 146, представители этих компаний утверждают, что за последнее время их количество «почти не изменилось».

— Ситуация с количеством дилеров у конкретных брендов движется разнонаправленно. Как правило, сеть уменьшается у тех, кто падает сильнее рынка. Какой-то дилер не возобновляет контракт, приняв решение прекратить работу с убыточными марками, другой ищет дополнительный доход и в такой ситуации обращается к китайским автокомпаниям, — объясняет исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов.

Из числа тех автосалонов, что обращаются за новыми контрактами к китайским производителям, есть дилеры, которые идут на прямое нарушение корпоративных стандартов брендов, с которыми уже имеют договоры. В частности, ряд региональных дилеров Peugeot, очевидно с разрешения французской компании, разместили в монобрендовых автосалонах («Автолига», Нижний Новгород; «Авто Премиум», Тверь; «Альянс», Орел; «Патриот Авто», Новосибирск; «Регион-Авто», Воронеж) машины марки Dongfeng — и китайский бренд на зданиях порой размещают над вывеской Peugeot, свидетельствуют фотографии, которые есть у «Известий». Оперативный комментарий представителей Peugeot взять не удалось.

— Конечно, неправильная ситуация, потому что для клиента это сигнал, что у компании явно дела не в самом лучшем виде. Но, с другой стороны, это хороший знак, что Peugeot идет на послабление стандартов для дилеров, лишь бы не уходить с рынка, — заметил Удалов. Переход дилеров крупных компаний в китайский стан даст импульс их дистрибуции.

— У китайских компаний сейчас появился великолепный шанс усилить свои позиции в России. Раньше они брали в основном неофициальных дилеров, которые понятия не имели, что такое культура обслуживания. А мы знаем, что они [китайцы] сейчас ведут переговоры со многими дилерами GM, а на мой взгляд, дилерская сеть GM — это одни из лучших продавцов автомобилей в России, с высокими стандартами качества, развитой инфраструктурой и хорошо обученным персоналом. Для китайцев это усиление, — убежден глава Ассоциации российских автомобильных дилеров (РОАД) Владимир Моженков.

Китайские компании не размышляют категориями среднесрочной перспективы, они последовательно реализуют свои стратегии глобального присутствия в России, считает Александр Климов, гендиректор компании «Долавто» (официальный дилер Geely, Chery, Brilliance).

— Рынок сейчас перенасыщен предложением, дилерство интересных и привлекательных автомобилей сейчас сложно взять у автопроизводителя. А китайские компании открыты к сотрудничеству. В самом Китае пока всё в порядке, и они понимают, что на локальном русском рынке идут перемены — он упал, но ведь потом-то опять будет расти, — говорит Климов. По данным Ассоциации европейского бизнеса, по итогам первого полугодия 2015 года продажи легковых авто в России упали на 36,4% в годовом выражении, до 782,1 тыс. машин.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>