Проблемные вопросы участия народа в отправлении правосудия в уголовном судопроизводстве Украины

Проблемные вопросы участия народа в отправлении правосудия в уголовном судопроизводстве Украины

Одним из проявлений демократизма есть изменения правосудия, судебного рассмотрения и участия обычных граждан в таком рассмотрении. Так, как показывает практика США, когда гражданин осуществляет правосудие, это углубляет понимание судебной системы и добавляет уверенности в последней. Граждане, которые являются непрофессиональными участниками, составляют мнение о справедливости суда во время наблюдения за его деятельностью. Это показывает, что граждане, которые принимали участие в судебном процессе в качестве присяжных и в роли стороны или свидетеля по-разному оценивают свое отношение к судебной системе.

В частности, Конституция указывает на то, что народ может принимать непосредственное участие в правосудии в роли народного заседателя и присяжного.

Стоит согласиться с тем, что данное явление является положительным, однако законодательство Украины далеко до идеала и имеет ряд проблем.

Однако анализируя эту норму подробнее, можно подойти к выводу, что законодатель соединил эти понятия с помощью союза «и», что не дает возможности использования одного срока без другого, поскольку в противном случае стоял бы союз «или». Это означает, осуществление правосудия за участия народа возможно только в одной форме и, скорее всего, это должна быть форма института присяжных в его классическом понимании.

Стоит отметить, что указывается, что народный заседатель решает дело вместе с судьей. Однако данная редакция является несколько непонятной, поскольку норма указывает на то, что в определенных случаях дело может рассматриваться коллегиально и с участием заседателей, а также говорится о том, что правосудие осуществляется судами и делегирования таких полномочий запрещено. Поэтому такая редакция противоречит другим нормам, в том числе и конституционным нормам.

Относительно нормы о владении государственным языком стоит отметить, что при применении этого правила нужны точные представления о том, насколько нужно обладать или не владеть государственным языком, кто будет и когда определять факт не владения кандидатом языка. Можно предположить, что с расчетом идеального знания государственного языка в народных заседателей и присяжных могут быть включены только филологи — знатоки украинского языка.

Автор: Владимир Селезнев

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>