Развитие экологических троп могут включить в нацпроект

Развитие экологических троп могут включить в нацпроект

Общероссийский народный фронт (ОНФ) направил в нацпроект по демографии предложения по развитию туристической индустрии. Чтобы сформировать инфраструктуру и условия для ведения здорового образа жизни, как того требует майский указ президента, надо создать пять пилотных проектов национальных туристических троп, считают в ОНФ. Среди них — Транскавказская тропа, Большая крымская тропа, Большая байкальская тропа, Соляной путь (Карелия, Новгородская область), Золотое кольцо и малые города.

Начать эксперты предлагают с изменения природно-рекреационного законодательства. Оборудованные тропы на природных территориях доставляют туристов туда, куда не ведут дороги, — к горным хребтам, затерянным озерам. В России тропы есть только на федеральных особо охраняемых природных территориях, а их всего три процента от общей площади страны. Этого очевидно недостаточно. Но чиновники считают, что никаких препятствий для появления новых современных троп нет, строить их можно, опираясь на ГОСТы. Но ГОСТы не обязательны к исполнению и полны противоречий и неоднозначных формулировок.

«Природными территориями сегодня занимаются разные ведомства — минприроды, минэкономразвития, минсельхоз, а за туризм отвечает минкультуры. Из-за такого распыления ответственности между ведомствами договориться о единых правилах их оборудования не получается. Поэтому важно начать с внесения в законодательство поправок, которые дадут определение понятию «национальная рекреационная тропа», определят требования к оборудованию троп и четко пропишут ответственность, детализируют нормативную базу природно-рекреационной деятельности», — сказал эксперт ОНФ и учредитель «Национальной туристической инициативы» Александр Железняк.

После этого уже можно приступить к проектированию и созданию пилотных троп. Любая тропа — это инженерное сооружение, которое включает в себя укрепление склонов, мостки, подпорные стенки, навигацию, места отдыха, горные приюты и хижины, контейнеры для мусора, парковки и прочую инфраструктуру, которая должна компенсировать нагрузку на природу и создать условия для привлечения малого и среднего бизнеса. «Энтузиасты пытаются пробить бреши в законодательстве, но это случаи, как правило, исключительные, а не системные. Иногда получается, но только если местные власти помогают административным ресурсом, — слишком много двусмысленных толкований в законах, которые регулируют сферу рекреации на природных территориях», — пояснил Железняк.

Например, старейший проект Большая байкальская тропа реализуется по большей части в заповедниках и нацпарках вокруг Байкала. Но как только тропа выходит в обычный лес, общественникам приходится выкручиваться — тропу легализовывают под видом противопожарной просеки. Причина — в законодательстве отсутствует само понятие рекреационных троп, пояснил эксперт.

Системное создание троп важно еще и потому, что отсутствие оборудованных маршрутов приводит к гибели туристов. Часто сам маршрут является не сложным для прохождения. Но в шаге от основной тропы — овраги, обрывы, скалистые склоны и т.д. Вокруг — огромное количество троп, которые вытоптали животные. Человек, не знающий дорогу, может идти по такой тропе и думать, что находится на маршруте. А полноценной навигации, оборудованных мест стоянки, укрепленных скалистых склонов — того, что должно входить в обязательное оснащение тропы, на маршруте нет.

«То есть это и вопрос безопасности, и вопрос экономического развития регионов. Из-за ведомственной неразберихи страна может потерять целую сферу экономики, которая, например, в США дает оборот в 850 миллиардов долларов. В американских нацпарках побывали в прошлом году 331 миллион посетителей. По отчетам Минприроды России, национальные парки посетили за это время лишь около 1,5 миллиона человек. Правильно было бы создать базовую инфраструктуру отдыха на природе, изменить законодательство и таким образом привлечь частных инвесторов», — считает Железняк. Если предложения ОНФ не войдут в нацпроект, общественники будут настаивать на включении развития инфраструктуры для туризма в отдельную программу.

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>