25 августа глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев сообщил, что его ведомство ожидает в 2015 году отток капитала из РФ на уровне $93 млрд., а в 2016 году – примерно $70 млрд. По мнению ряда экспертов, это может оказаться заниженной оценкой. Но вполне возможен и противоположный сценарий: денег вывезут меньше, потому что вывозить их становится все сложнее. «Спасибо» за это причитается в первую очередь Минфину США, который развернул всемирный крестовый поход за чистоту денежных средств.
Так, в тот же день 25 августа Управление по борьбе с отмыванием денег Минфина США опубликовало очередную директиву, призванную содействовать достижению вышеупомянутых целей. Этот нормативный акт пока еще не введен в действие – дано 60 дней на комментарии и предложения, которые помогут усовершенствовать задуманные механизмы контроля.
Главная задумка американских властей – поставить под контроль инвестиционные операции, осуществляемые, в том числе, через межгосударственные границы. С этой целью на инвестиционных консультантов, зарегистрированных в Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC) или подлежащих такой регистрации, будут распространены ранее принятые законоположения, направленные на борьбу с отмыванием денег. Консультантов приравняют к «финансовым институтам».
В течение 60-дневного периода предполагается уточнить, будут ли новые требования распространяться только на американских финансовых консультантов или вообще на всех глобально. В последнем случае новые правила затронут всех зарубежных инвестконсультантов, которые имеют дело с американской финансовой системой. А иметь с ней дело приходится почти всем и почти всегда, т.к. мировая банковская система критически зависит от Федерального резерва (центробанка), Минфина США и крупнейшей в мире Нью-йоркской фондовой биржи. Почти все межбанковские операции в мире идут через корреспондентские счета в американских банках. О чем конкретно идет речь в проекте нового постановления? О том, что всех «зарегистрированных инвестиционных консультантов» (которые могут по совместительству быть или не быть брокерами) обяжут:
1. Иметь программу борьбы с отмыванием денег, т.е. утвержденные стандартные процедуры проверки; иметь в штате сотрудника, ответственного за борьбу с отмыванием денег; регулярно организовывать учебу персонала по тематике борьбы с отмыванием денег; периодически проводить независимые «проверки проверяющих».
2. Докладывать по установленной форме в Управление по борьбе с отмыванием денег о любой транзакции в любых финансовых инструментах на сумму более $5000, которая покажется консультанту подозрительной.
3. Вести учет всех – в том числе трансграничных – операций с любыми финансовыми инструментами, где сумма одной операции превышает $10 000 в течение одного рабочего дня. Включая – цитирую – «транзакции, совершаемые в иностранной валюте и имеющие эквивалентную стоимость» (т.е. в пересчете на доллары США – $10 000), а также включая – снова цитирую – «множественные транзакции, совершаемые с целью обойти требование об отчетности» (т.е. дробление на более мелкие суммы теперь не поможет). Под этот пункт, очевидно, подпадают и т.н. «зеркальные сделки» (мы вам здесь, а вы нам там): Deutsche Bank уже налетел на проблемы из-за таких сделок с российскими клиентами.
4. Предоставлять данные о всех операциях на сумму свыше $10 000 в вышеупомянутое Управление по борьбе с отмыванием денег – по установленной форме. Пока что в проекте не предусмотрена обязательная идентификация клиентов, но ожидается, что «антиотмывальное» управление совместно с SEC примут дополнительные решения по этому вопросу.
Комментарии