Региональным брендам упрощают регистрацию

Региональным брендам упрощают регистрацию

В гражданском кодексе может появиться новый объект интеллектуальных прав — географическое указание (ГУ). Законопроект с такими поправками внесен в Госдуму группой парламентариев. Наименование места происхождения товара (НМПТ) является средством индивидуализации, которое дает общественности представление не только о качестве и изготовителе, но и о наличии у товара особых свойств, отмечают авторы документа. «Активное использование НМПТ способствует повышению известности региона, вложению инвестиций в его развитие, сохранению сельских поселений, увеличению рабочих мест, развитию туризма», — говорится в пояснительной записке.

Вопросы популяризации и продвижения региональных брендов чрезвычайно важны. У всех есть культурные, географические, экономические особенности и отличия, которые могут стать конкурентными преимуществами. Уникальность многих товаров, таких как «Дулевский фарфор», «Башкирский мед» или «Тульский пряник», обусловлена географическим положением и передающимися из поколения в поколение традициями, отмечает пресс-служба Совета Федерации.

«Наименование мест происхождения товаров — это по сути своей бренд того или иного региона, демонстрация товара, обладающего уникальными свойствами, обусловленными географической средой. Для нашей страны, я считаю, это крайне актуально — 85 регионов, на территории проживает более 190 народов, обладающих уникальным культурным наследием. И, к сожалению, сегодня в России действует лишь 170 регистраций, 138 из них — российские НМПТ», — говорит Григорий Ивлиев, руководитель Роспатента.

При этом за время действия законодательства в области НМПТ из трети регионов не подано ни одной заявки, отмечает он. «Не зарегистрированы такие известные всем наименования, как дымковская игрушка, дятьковский хрусталь. В то же время в Евросоюзе, государства которого занимают площадь в несколько раз меньше территории России, охраняется более трех тысяч наименований в качестве географических указаний и НМПТ. «Грана Падано», «Пармиджано Реджано», «Бордо» давно стали не только основными региональными брендами территорий, но и визитной карточкой Италии и Франции», — напоминает Григорий Ивлиев.

Законопроект дает определения ГУ и НМПТ и устанавливает требования к ним, а также упрощает систему регистрации регионального бренда для производителей, а чем доступнее и проще, тем больше будет желающих, уверен глава Роспатента. Сейчас в законодательстве к НМПТ предъявляются строгие требования, несоблюдение которых приводит к отказу в регистрации. Требует охраны значительное количество отечественных обозначений, указывающих на географическое происхождение товаров, которые по факту обладают качеством и репутацией, но недотягивают до НМПТ. Для таких обозначений должны быть предусмотрены более мягкие требования. Эту задачу может решить введение в законодательство самостоятельного объекта интеллектуальных прав «географическое указание», считает Ивлиев. «Кроме того, законопроект предоставит возможность производителям таких товаров, как лечебные грязи или природные драгоценные камни, зарегистрировать в отношении этих товаров ГУ или НМПТ», — добавил он.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>