Скромное обаяние Бухары или зачем возвращаться в Узбекистан

Скромное обаяние Бухары или зачем возвращаться в Узбекистан

Купола менял и ювелиров, пастельные тона средневековых строгих и величественных построек, мощь Цитадели Арк, нетуристическая жизнь на узких улочках старинных кварталов, аутентичные гостевые дома и другие «городские чудеса – такой разной увидел наш корреспондент Бухару. Насыщенный эмоциями и красивыми фотографиями обзор – прилагаем.

Наш специальный корреспондент побывал недавно в Узбекистане в составе группы российских журналистов, посетившей по приглашению Посольства Узбекистана в РФ два старинных города – Самарканд и Бухару.

После рассказа о Самарканде публикуем его обзор о том, что посмотреть в Бухаре.

ЭСТЕТИКА БЕЖЕВЫХ ТОНОВ
Скоростной поезд «Афросиаб» только-только прибыл в Бухару, и, успев лишь зафиксировать удивление белоснежным зданием местного вокзала (после ярких-то красок Самарканда), вы уже мчитесь по трассе, через окраины к центру города, известного в мире как историко-культурный заповедник.

И не спешите расстраиваться весьма унылым видом этих самых «спальных» окраин: да, стандартные советские, и при том довольно запущенные, а построенное рядом с ними уже в новейшие времена высотное жильё «художественно» от них не особо отличается – разве что «ростом». Воспринимайте всё это, как некие визуальные «шумы». А город, будьте спокойны,ещё покажет вам не один свой по-настоящему красивый лик.

Впрочем, до центра ехать совсем недолго: всего минут 20. И вот уже пора начинать удивляться и радовать глаз. Есть чему.

Вы приехали сюда из Самарканда, а он (вряд ли кто-то станет спорить) – очевидный «город-мужчина»: гордый, уверенный в себе, властный, а главное, яркий и многоцветный: ох уж эти жёлто-зелёно-золотисто-коричневые изразцы снаружи и внутри самаркандских исторических строений. Не сотрёшь из памяти.

Но Бухара, сразу видно, совсем другая! Её красота застенчива и строга. Без излишеств. Основные краски – палевые, бежевые. В современном градостроительном декоре даже есть такое понятие – «камень Бухара бежевый». Это и есть основной цвет бухарских исторических зданий. Цвет камня, из которого они собраны. Это вовсе не значит, что они уж никак не отделаны. Конечно, украшены – тоже, как и самаркандские, и снаружи и внутри – той же керамикой, майоликой. Но ненавязчиво, в пастельных тонах.

Нежные краски бухарской архитектуры. Константин Исааков
Кстати, как и бухарские ковры. Их здесь создают, по местным канонам, с неплотным, «дышащим» флористическим узором. Сам Марко Поло, побывав в Бухаре, записал: «Выделываются тут, знайте, самые тонкие и красивые в свете ковры».

Они и правда – как юная и скромная восточная дева, опустившая глаза… в мобильный телефон.

Всё это, впрочем, мы увидим чуть позже, дотошно разглядывая бухарские фасады и интерьеры. А для начала просто пройдёмся по историческому центру… который, впрочем, как мы скоро поймём, тут не один.

Есть главный – культурно-исторический центр, сравнительно небольшой, но очень насыщенный впечатляющими объектами. Именно он собирает толпы туристов со всего мира. Есть и, если можно так сказать, жилищно-исторический – тоже сам по себе интересный, аутентичный: центральноазиатское одноэтажное жилье – это, в каком-то смысле, отдельная субкультура, «субархитектура». В этом нам тоже ещё предстоит убедиться.

Впрочем, первое, на что натыкаешься, выйдя из отеля, что расположен прямо в культурно-историческом центре Бухары, – это… догадайтесь с одного раза (мы ведь в Центральной Азии!), правильно – торговые ряды. Иначе говоря – восточный базар.

Торгуют тут всем, что душе туриста угодно: от тюбетеек до национальных музыкальных инструментов. Торгуют, заметим, со времён Великого шёлкового пути. И до сих здешние торговые ряды, выстроенные в виде куполов, именуются по-старинному: Токи Сарафон («Купол менял»), Токи Тильпак Фурушон («Купол шапочников») и Токи Заргарон («Купол ювелиров»).

Это мужская бухарская тюбетейка — она высокая и строгих цветов. Фото Константин Исааков

Домбра, рубаб, уд, сурнай, дутор… — каких только инструментов вы здесь ни найдёте.
Бухара – город небольшой, если иметь в виду именно её культурно-исторический, туристический центр. Полпути налево, полпути направо от ансамбля Ляби-Хауз с живописным прудом – и вот он весь. Осмотрелись по сторонам: вот медресе и ханака Надира Диван-беги, но сюда, в центр «Оазис», на фэшн-фольклорное представление, мы заглянем ближайшим вечером.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>